Рано или поздно у любого автомобиля настаёт момент, когда его эксплуатация уже нецелесообразна по понятным причинам. Тех. неисправность или, например, нерешаемые трудности с документами – или просто решение хозяина о том, что транспорту пора на свалку. В данной ситуации нужно прекратить не только фактическое, но и юридическое существование транспорта – оформить его утилизацию.
Каков порядок утилизации автомобиля
Вне зависимости от причин утилизации сначала необходимо подать в ГИБДД заявление о снятии машины с учёта, а также приложить к нему объяснительную записку, в которой должны быть изложены причины грядущей утилизации.
В случае угона к этим двум бумагам нужно добавить оставшиеся у вас документы на машину. Если они не сохранились, а были похищены вместе с машиной, обязательно зафиксируйте этот факт в объяснительной. Когда оформление утилизации запускается из-за нерадивого следующего владельца, к заявлению нужно приложить копию договора о продаже. Предоставлять машину в ГИБДД для осмотра, понятное дело, при этом не требуют.
Процедура куда сложнее, если вы хотите утилизировать не весь автомобиль целиком, а планируете сохранить какие-то его агрегаты — например, чтобы продать их по отдельности. В этом случае порядок требует наличия всех документов на автомобиль (ПТС, СТС) и его «номеров». Снятые агрегаты тоже придёться предоставить в ГИБДД для осмотра, их список должен быть внесён как в заявление о снятии с учёта, так и в объяснительную записку о причинах утилизации. На каждую деталь, у которой есть свой идентификационный номер, можно просить оформить свидетельство о высвободившемся агрегате, которое сделает его последующую продажу легальной.
В случае с двигателем свидетельство получайте обязательно. Пускай процедуру регистрации автомобиля с «неродным» мотором недавно упростили (отменили справку-счёт на новый мотор, аналогичный заменяемому), в 2021 году регистрационные бумаги на подержанный агрегат его потенциальному владельцу будут нужны. За каждое свидетельство придётся заплатить по 200 рублей госпошлины. Снятие автомобиля с регистрации — бесплатная услуга.
Нужно ли платить утилизационный сбор?
Утилизационный сбор — разовый обязательный платеж, который вносят покупатели или производители автомобилей. Он обеспечивает финансирование утилизации ТС после эксплуатации в соответствии с экологическими нормами. Распространяется на легковые, грузовые, самоходные машины и прицепы. Размер сбора зависит от вида ТС.
Утильсбор взимают на территории России с 1 сентября 2012 года.
В большинстве случаев обычным автовладельцам платить его не придется. Основную часть утилизационного сбора обеспечивают автопроизводители, расположенные на территории России. Собственник авто должен будет оплатить сбор в том случае, если:
ввозит автомобиль из-за рубежа;
приобрел автомобиль у продавца, который не платил утильсбор по какой-либо причине (отметка об уплате утилизационного сбора находится в ПТС).
Если я утилизирую автомобиль, все долги по транспортному налогу утилизируются вместе с ним?
Разумеется, нет – транспортный налог перестает начисляться лишь с момента, когда автомобиль прекращает существовать документально. Все обязательства по уплате транспортного налога, начисленного за прошлые годы жизни машины, остаются за вами в полном объеме. Так что если у вас в гараже разлагается остов древнего Москвича, найдите момент, чтобы заскочить с заявлением, номерами и ПТС в отделение ГИБДД – налог за такую машину придется заплатить, как за функциональную.
Что делать после снятия машины с учёта?
Прежде всего помните: вы не имеете права управлять снятым с регистрации автомобилем. Передвигаться по дорогам общего пользования он должен на эвакуаторе — и неважно, способен он ездить сам или нет. Тем же способом машину придётся отправлять и в последний путь в центр, где её утилизируют. Услуги эвакуатора оплачивает владелец автомобиля. После приёма транспортного средства в пункте утилизации уже бывшему собственнику выдадут соответствующее свидетельство.